Само понятие «коллектор» происходит от «call», то есть «звонок». Изначально функции этой группы компаний сводились к переговорам между должником и кредитором. Но с ростом числа невозвратов по потребительским кредитам коллекторы сами расширили свой функционал. Взяв деньги наличными без справок и не рассчитав свою платежеспособность, гражданин может столкнуться с преследованием и угрозами. Когда деятельность таких недобросовестных переговорщиков переходит рамки закона, нужно понимать, как дать им отпор.
Права и обязанности коллекторов
Коллекторы, как переговорщики, должны найти с заемщиком пути урегулирования проблемы. И в качестве представителей самой банковской организации, как сторонняя, нанятая специально для ведения таких диалогов группа, коллекторы могут связываться с заемщиком и поручителями любыми предусмотренными договорами методами и убеждать возобновить возврат денежных средств. У коллекторов нет полномочий снижать ставку или проводить реструктуризацию долга, увеличивать или уменьшать сумму и срок. Все, что они могут и должны, — снизить напряжение, избавить клиента от страха перед обращением за реструктуризацией и объяснить преимущества добросовестного погашения. После такого диалога клиент, скрывающийся от звонков, должен зайти на сайт Кредит Плюс или позвонить менеджеру и договориться о последующих шагах по возврату в группу благонадежных плательщиков.
На деле коллекторы становятся настоящим ужасом для должника — находят данные знакомых и родственников, угрожают и приукрашивают санкции за просрочку, грозят потерей имущества и физической расправой, портят двери и доводят до нервного срыва. И хотя во многих случаях именно риск столкнуться с такими переговорщиками уберегает банк от неплательщиков, правительство серьезно урезало права коллекторов, законодательно регламентировав их работу. Главная идея — решивший получить кредит на карту онлайн и пропустивший несколько дней платежа не должен бояться за жизнь, здоровье имущество как свое, так и родственников.
Коллекторам запрещено:
использовать для связи родственников и знакомых, кроме указанных для этой цели в пользовательском договоре;
разглашать персональные данные клиентов, в том числе сообщать третьим лицам о взятых кредитах;
передавать кому бы то ни было телефоны, адреса и другие реквизиты клиентов и их родственников;
при переговорах использовать любую не соответствующую действительности информацию (пугать повышенными процентами, обещать скидки на погашение);
пугать арестом имущества, проблемами с опекой, передачей данных по месту работы;
контактировать с несовершеннолетними детьми.
Главными пунктами стали запреты на ночные звонки и контакты с родственниками. Теперь связываться с должником менеджеры могут не чаще 2 раз в неделю в рабочее время с 8 до 20 часов. Любые намеки на физическую расправу являются незаконными, как и обещания изъять имущество в счет долга. Права на такие действия есть только у судебных приставов после вынесенного судебного решения. Взяв деньги срочно на карту и не расплатившись из-за ЧП, клиент не должен стать заложником ситуации. Он должен спокойно искать выход, а коллектор только подсказывать действия в рамках законодательства.
Корректное общение с переговорщиками
Упрощение процедуры займа увеличило количество должников. Предложением взять кредит на карту онлайн без отказов стали пользоваться люди, не способные реально рассчитаться. Теми же схемами пользуются и мошенники, — не всегда звонок от коллекторов приходится по адресу. Максимально упростить переговоры поможет открытость и знание своих прав. Скрываться и отказываться от диалога не стоит, — даже по закону звонок повторится через 2-3 дня. Если у клиента есть планы рассчитаться, он может о них сообщить и попросить отсрочку до определенной даты. Работающим честно службам этого достаточно, чтобы прекратить преследование.
Даже если звонок не по адресу, об этом тоже стоит сообщить (покупка старой сим-карты, ошибка в данных). Если общение приобретает негативный оттенок, стоит перечислить статьи закона, которые запрещают такое давление. От общения с родственниками, друзьями, знакомыми каждый гражданин, если он не является созаемщиком, подписавшим такие обязательства, может отказаться.
Нападение как защита от коллекторов
Звонки с угрозами и обещания изъять имущество незаконны. Обращение по номеру, который не был указан в договоре — тоже, как и упоминания родственников, их адресов и мест работы. При первых же попытках такого давления стоит прервать общение, сообщив о намерении обратиться в правоохранительные органы. Если после этого не последовало извинений и обещания больше не тревожить, стоит сразу обратиться в полицию — подать заявление в отношении неустановленных лиц.